14-18 декабря 2021 года в Москве проходил Всероссийский форум «Инженер — профессия творческая», в котором обучающиеся нашей гимназии приняли активное участие. Мероприятия проводились с целью развития системы патриотического воспитания молодежи и расширения социального пространства непрерывного образования через профессиональную ориентацию.
Организаторами форума выступили: Общероссийский союз общественных объединений «Всероссийский молодежный центр «ОЛИМП», ведущие университеты Москвы при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Московского дома общественных организаций Комитета общественных связей и молодёжной политики города Москвы, Общественной организации ветеранов Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота, Главного военно-политического управления Вооруженных Сил Российской Федерации «Соратники». Участниками форума стали лучшие представители талантливой молодёжи Российской Федерации. Здесь собралось 170 старшеклассников из Иркутской, Курской, Московской, Магаданской, Мурманской, Саратовской, Свердловской, Самарской областей и Пермского края. В их число вошли победители и призёры фестивалей и конкурсов, обучающиеся страны, профессионально ориентированные на получение инженерно-технических специальностей в университетах столицы.
В рамках форума гимназисты посетили Московский политехнический университет, РГУ имени А. Н. Косыгина, МГТУ имени Н.Э. Баумана, НИТУ «МИСиС».
Первым делегации принимал Университет науки и технологий «МИСИС» — ведущий научно-образовательный центр страны в области создания, внедрения и применения новых материалов и технологий. Он входит в топ-500 лучших вузов мира, занимает ведущие позиции в предметных и отраслевых международных рейтингах и №1 в России. В научно-исследовательской деятельности университет концентрируется на приоритетных направлениях, которые включают как традиционные – материаловедение, металлургия и горное дело, так и новые, сформированные за последние 5–10 лет: квантовые технологии, биомедицина, зеленые технологии, проекты MegaScience, компьютерные науки, аддитивные технологии и межкультурная коммуникация.
В университете около 22 000 обучающихся, 25% студентов – граждане из 85 стран мира. Гимназисты посетили учебную лабораторию, где был представлен мастер-класс от ведущих преподавателей ВУЗа, увидели уникальнейшее оборудование (Рентгеновский дифрактометр высокого разрешения Bede D`System фирмы Bede Scientific Instruments Ltd, Рентгеновский фотоэлектронный спектрометр PHI VersaProbe II 5000), коллекцию полученных искусственным путем полудрагоценных камней и чистейших металлов.
В РГУ имени А. Н. Косыгина для ребят проводились интеллектуальные состязания по физике, математике, обществознанию, химии, компьютерной графике, а также защита исследовательских проектов. В состав жюри вошли представители Московских ВУЗов.
Для руководителей делегаций в рамках Федеральной инновационной площадки Российской академии образования прошёл научно-методический семинар «Государственная стратегия развития образования: приоритеты и перспективы».
Незабываемые впечатления оставила экскурсия в НИЦ «Курчатовский институт». Это закрытая территория, здесь строгий пропускной режим, попасть сюда самостоятельно невозможно. Только благодаря организаторам Форума, наша делегация побывала в этом уникальном месте.
Всемирно известный институт был основан в Москве в 1943 году как Лаборатория № 2 Академии наук СССР для решения задачи создания атомного оружия. В 1960 году институту было присвоено имя его основателя И.В. Курчатова, а в 1991 году он получил статус Российского научного центра. В Курчатовском институте был создан первый на территории Евразии атомный реактор Ф-1, первая установка «токамак», первые источники питания для космических аппаратов, первый на территории СНГ специализированный источник синхротронного излучения.
Ребята побывали в Доме-музее академика И.В. Курчатова и в уникальном месте – бывшей секретной лаборатории, где советские ученые под руководством Игоря Васильевича Курчатова создавали первый ядерный реактор в Евразии Ф-1. Разработка и строительство реактора велись в тяжелейших военных и послевоенных условиях – и тем не менее путь от создания курчатовской Лаборатории № 2 до успешного пуска занял менее четырех лет 4 лет. 25 декабря 1946 года стало отправной точкой развития всего советского атома. В ходе экскурсии ребята узнали об истории создания Ф-1 и предшествовавших этому исследованиях. Фактически на основе Ф-1 была создана огромная ветвь (или, как называют его сами атомщики, «курчатовское древо») новых ядерных реакторов
для разных направлений: атомных электростанций, атомных подводных лодок, атомных ледоколов. Сейчас реактор Ф-1 имеет статус памятника науки и техники.
Впечатляющим оказалось и посещение Музейного комплекса «Дорога памяти» (г. Кубинка Московской области). Это мультимедийный мемориальный комплекс последнего поколения, который был открыт в 2020 году. Музейный комплекс «Дорога памяти» входит в состав парка «Патриот». Он представляет собой круговую эстакаду вокруг Главного храма и состоит из залов с мемориальными экспозициями. Протяжённость музея составляет 1418 шагов, именно столько дней длилась Великая Отечественная война.
Гимназисты побывали также на новогодней Красной площади, на праздничной ярмарке в ГУМе, посетили ВДНХ, которая в эти предпраздничные дни была похожа на волшебную сказку.
Торжественное закрытие форума и награждение участников состоялось в Московском политехническом университете. Все ребята получили грамоты и памятные подарки от организаторов.
Наши победители:
Енюкова Юлия, 11 класс, защита исследовательского проекта по математике, 1 место;
Саниева Камиля, 11 класс, защита исследовательского проекта по английскому языку, 1 место;
Просвиркина Дарья, 10 класс, защита исследовательского проекта по физике, 3 место.