Окружной семинар «Применение практических учебных задач, формирующих функциональную грамотность на уроках естественнонаучного и гуманитарного циклов»

       23 апреля 2025 года на базе ГБОУ гимназии им. С.В.Байменова города Похвистнево в рамках работы региональной стажировочной площадки  состоялся практико-ориентированный семинар.

       Участники семинара —  учителя начальных классов,  русского языка и литературы, истории и обществознания, химии, физики, биологии, английского языка. Около 20 человек стали гостями мероприятия.

        С приветственным словом к присутствующим обратилась директор ГБУ ДПО Самарской области “Похвистневский ресурсный центр”  Акимова Раиса Рамисовна. Она представила участников семинара, среди которых  как  ведущие учителя гимназии, так и молодые педагоги. Пожелала удачи, вдохновения, удовлетворения от работы.

     Директор ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова города Похвистнево Бочарова Анна Александровна. представила  гостям руководителя группы педагогов Рыбакину Наталью Александровну, доцента кафедры высшей математики и информатики СФ МГПУ, кандидата педагогических наук.

        Рыбакина Н.А. выступила с докладом «Компетентностно-контекстное образование – основа формирования функциональной грамотности». Наталья Александровна пояснила, что компетентностно-контекстное образование способствует разрешению основного противоречия традиционного образования  между  «искусственным миром» учебной деятельности и реальным миром социально-практической деятельности человека.  Она обратила внимание на то, что в современной школе для развития функциональной грамотности важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить достоверность, на её основе изучить новые виды деятельности. Наталья Александровна познакомила гостей с видами контекстных задач, основными требованиями к их составлению.

Гости семинара посетили уроки  педагогов  начальной и основной школы. Перед началом уроков учителя выступили перед гостями с небольшими мастер-классами по составлению контекстных задач в рамках своего учебного предмета. Во время уроков они показали практическое применение данных задач.

     Урок русского языка в 1 В классе «В лабиринте текстов» (учитель начальных классов  Бахметова Л.Р.)

         Основная идея урока – перевести информацию, которая не является текстом (билет в театр, афиша, кассовый чек) в текст. Опираясь на имеющиеся знания о том, что такое текст, ребята делали вывод, что представленная информация текстом не является, т. к. не выражает законченной мысли.   С помощью системы вопросов вместе с учителем дети составляли настоящий текст. Такой системно-деятельностный подход  является одним из элементов формирования функциональной грамотности обучающихся.

      Урок окружающего мира в 1 Б классе «Почему полезно есть фрукты и овощи?» (учитель начальных классов Котмышева А.А.)

         Цель урока:сформировать у школьников представление о роли витаминов, содержащихся во фруктах и овощах, научить приобретать знания в практической деятельности. Формы и методы работы на уроке позволяют не только формировать предметные знания, умения, навыки, но и создают условия для освоения обучающимися универсальных учебных действий в коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах. Урок построен таким образом, чтобы привлечь внимание детей (фрагмент из мультфильма, интерактивная игра, картинки, интересные задания), развивать интерес и самостоятельность — учиться самим добывать знания, делать выводы, воспитывать бережное отношение к своему здоровью и питанию.                                                                                 

     Урок русского языка в 7 Б классе «Употребление предлогов в речи» (учитель русского языка и литературы  Агешина А.А.)

   Дидактической единицей урока является контекстная задача, направленная на формирование функциональной грамотности. Урок построен таким образом, чтобы привлечь внимание детей, развивать интерес и самостоятельность: работа с текстом, ответы на проблемные вопросы. Изучаемый материал был преподнесён доступно и интересно, чему способствует использование наглядного материала: презентация, рабочие листы, раздаточный материал.

 Урок направлен на  формирование у школьников представления о предлогах, как одной из важных частей речи, учит использовать предлоги в речи правильно, тем самым сохраняя и совершенствуя коммуникативную функцию языка. Обучающиеся подводятся к выводу: для того, чтобы доверять информации, нужно, чтобы она была грамотно составлена.

Урок русского языка в 9 классе «Бессоюзное сложное предложение» (учитель русского языка и литературы  Гудкова Т.А.)

     Урок – практикум  направлен на формирование функциональной грамотности обучающихся. В основе урока лежит технология текстоориентированного подхода в обучении русскому языку.

         Цели и задачи, поставленные на уроке, реализовались путём решения контекстной задачи с опорой на «Информационную справку» и алгоритм. На основе текста-притчи девятиклассники выполняли задания для самостоятельной деятельности, направленные на подготовку написания сочинения-рассуждения «Почему важно прощать обиду и как её преодолеть?» 

         В ходе урока обучающиеся получили возможность выяснить, как влияет химический макроэлемент «сера» на физическое и эмоциональное здоровье человека, а также исследовали бессоюзное сложное  предложение  как одно  из удивительных, ярких синтаксических средств выразительности речи, рассмотрев жанровые особенности текста-притчи. В процессе выполнения текстоориентированных заданий они также совершенствовали навык использования синтаксической синонимии в формулировке аргументов-примеров, приводимых из предложений текста и примеров, основанных на личных жизненных наблюдениях.

     Урок обществознания в 8 классе «Экономика» (учитель истории и обществознания  Малкина Т.Н.)

     Урок разработан на основе технологии компетентностно-контекстного обучения. Основная задача урока — практическая отработка элементов темы «Экономика» в 8 классе. Урок построен таким образом, чтобы подростки учились самим добывать знания, делать выводы (самостоятельная работа с текстом). Все задания построены с использованием межпредметных связей с историей и краеведением. Урок направлен на формирование у школьников представлений об экономике, факторах производства, экономических системах.

      На каждом этапе урока обсуждались предложенные жизненные ситуации, которые представлены реальными историческими событиями.  Событийность в представленных текстовых  источниках выстроена в хронологическом порядке: от экономической ситуации XVIII века в период петровских реформ к командной экономике СССР и к современной экономической ситуации, показанной на примере родного города Похвистнево.  

     Урок химии в 8 классе «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Виды химических связей» (учитель химии  Синеглазова И.В.)

     Урок-практикум был построен на основе технологии компетентностно-контекстного обучения.  Урок начинается с исторической справки, в которой говорится о месторождениях серы и её роли в истории нашей страны и Самарского края. Далее ребята разбирают конкретную контекстную ситуацию о химическом элементе сера и отвечают на вопросы по тексту. Система вопросов составлена по восходящей, начиная с простых по тексту и далее на решение расчётных задач и вопросов, связанных с безопасностью жизни каждого человека. Урок проходит в форме диалога, где   учитель только направляет ребят в нужное русло. Проведение урока на основе данной технологии позволяет не только формировать предметные знания, но и способствует развитию творческого мышления учащихся, применению и добыванию знаний в новой ситуации, формированию системы взаимосвязи теоретических и практических знаний, развитию самостоятельности учащихся.

Гости семинара посетили также уроки физики (учитель Архирейская Т.Г.), биологии (учитель Пичугина С.И.), английского языка (учитель Убакова Ю.П.).

       В заключительной части семинара  слушатели  заполнили анкеты обратной связи, выразили свои впечатления, благодарность организаторам семинара за полученный опыт, который будет использован в их педагогической деятельности.